| КПД актино-миозинового комплекса составляет 40-50%, а
вот КПД целой мышцы - 20-30% (энергия тратится не
только на собственно движение миозина относительно
актина, но и на работу ионных насосов,
распространяющих потенциал возбуждения вдоль и вглубь
волокна).
Понятно, что КПД организма в целом ещё меньше.
Теперь о второй части вопроса - почему КПД столь
низкий?
Во-первых, должен отметить, что КПД мышц вовсе не
низкий. КПД собственно миозиновых мостиков довольно
высок: 40-50% - в сравнении, например, с 15% двигателя
внутреннего сгорания.
КПД целой мышцы уже, конечно, ниже - 20-30%, но всё
равно выше КПД машины.
КПД организма в целом, наверное, меньше КПД машины, но
пожалуй, больше чем КПД паровоза (у паровоза что-то
около 5%).
Можно ли увеличить КПД мышц?
Для силовых видов спорта интересно повышение КПД самого
миозино-актинового комплекса, чтобы мостик миозина за
один гребок совершал большую работу. К сожалению, такое
невозможно - это свойство собственно молекулярной
структуры, преобразующей энергию, и оно генетически
детерминировано. Возможно, генным инженерам
когда-нибудь и удастся создать акто-миозин с более
высоким КПД.
Возможно ли повышение КПД ионных насосов? Не знаю,
если и возможно, то незначительное. Данных об этом у
меня нет.
КПД же мышц в целом совершенствуется в результате
тренировки. Тут главный резерв заложен в повышении
окислительных способностей мышц (повышение
окислительных ферментов в мышцах, преобразование
волокон быстро-гликолитических в быстрые
окислительно-гликолитические). Рост КПД происходит
потому, что кислородное окисление глюкозы
"экономически" более выгодно, чем гликолиз. Впрочем
понятно, что такое совершенствование КПД интересно
больше для таких видов спорта, которые связаны с
выносливостью, поскольку эффект повышения КПД мышц
будет заметен именно при длительных нагрузках
(экономия энергии, и более медленное развитие
усталости).
Так что, думаю, штангистам ломать голову над
повышением именно КПД мышц - не стоит. | |