Тема: И опять про "сумо"
Автор: Kaa
Дата: 03/03/2004 18:22
 
В дискуссии про преимущество тяги "сумо" над
классической тягой Вы написали следующее:

"Мне техника "сумо" кажется противоестественной. 
Очень похоже, что она пошла от слепой ориентации на 
технику великого П.Андерсона, которой из-за 
гипертрофированных мышц бёдер не мог поставить 
ступни узко и потому, даже выполняя тяжелоатлетическое 
взятие на грудь, начинал тягу, просунув локти между 
колен."

На форуме "от А до Я" Вы написали, что, по всеобщему
признанию, "фишкой" стиля "сумо" является 
"укорачивания высоты подъёма". При этом Вы опровергали 
опыт тренеров Шейко и Суровецкого в следующих 
выражениях:

"Эти высокоавторитетные товарищи не утруждают себя ни
размышлениями на тему преимущественной силы у атлета
ног либо спины (как Вы), ни какими-либо ещё
размышлениями."

На мой взгляд, Вы исходите здесь из ложного посыла, что
""фишка" "сумо" - это укорочение высоты подъёма". 
Уверяю, сие далеко не всегда так.

Будет неправильным считать, что для выполнения 
тяги "сумо" достаточно просто расставить ноги пошире и 
развернуть носки наружу, а в остальном всё останется 
точно таким же, как в "классике". Нет, на самом деле 
одним из главных преимуществ "сумо" является то, что 
этот стиль выполнения тяги позволяет 
перераспределить нагрузку с продольных мышц спины на 
более крупные мышцы, обладающие большим потенциалом: 
ягодичные, квадрицепсы и двуглавые бёдер.

Недаром классическая тяга используется культуристами
как упражнение именно на поясничные мышцы: они первые
"отказывают" в классическом варианте тяги. И любой
"культ" скажет: тяга - это упражнение на спину. А вот 
про правильно выполняемую тягу "сумо" нельзя сказать, 
что оно на какую-то определённую группу мышц (так же, 
как, например, и про тяжелоатлетический рывок). Лично 
у меня на следующий день после тренировки тяги в стиле 
"сумо" почти никогда не болят мышцы спины, но почти 
всегда - ягодичные и квадрицепсы, чуть меньше - 
бицепсы бёдер и трапеции.

Перераспределение нагрузки с поясницы происходит 
потому, что за счёт разведённых в стороны коленей 
атлет может тянуть штангу "по ногам" при минимальном 
наклоне торса вперёд. В то время как "классика" не 
предоставляет возможности стартовать из такого 
положения.

Позволю себе процитировать критикуемого Вами Аскольда 
Суровецкого:

"Стартовое положение: колени максимально развёрнуты и 
направлены на носки ступней. Таз приближён к грифу 
и т.д."

Ученик Суровецкого Ким тянет 270 кг практически без 
наклона вперёд (!), подседая под штангу вертикально. 
Отличная растяжка тазобедренных суставов позволяет ему 
просесть так глубоко и развернуть колени наружу 
настолько широко, что наклон спины отсутствует на 
протяжении практически всего движения. А с небольшим 
наклоном Ким на соревнованиях тянул уже и 340 кг.

Ещё одна цитата из Суровецкого:

"В стартовом положении плохая разводка коленей удаляет 
таз от грифа штанги, увеличивает нагрузку на поясницу 
и создаёт трудности при отрыве штанги от помоста. 
Согнутая спина ведёт к проблемам в конечной фазе при 
выпрямлении."

И ещё:

"Во всех подходах опускание из верхнего положения со 
штангой следует выполнять не за счёт наклона спины, а 
подседанием, стараясь сохранить положение тела таким, 
каким оно должно быть при подъёме штанги. Надо 
сказать, что требуется огромное терпение в процессе 
отработки отрыва штанги от помоста. Максимальный 
разворот коленей создаёт большое напряжение и болевые 
ощущения в тазобедренных суставах и в связках 
приводящих мышц бедра. Этот болезненный процесс 
длиться долго, но его надо пройти, не прерывая 
тренировок."

Теперь по поводу того, что длинноногие атлеты якобы
имеют преимущество именно в "классике". Да сам же
Суровецкий и является таким длинноногим атлетом! Причём
эта особенность его телосложения ярко выражена. Он же 
установил в своё время и ветеранский рекорд Европы,
который держался несколько лет: 262,5 кг в категории 
75 кг. Вышеупомянутый Ким также имеет длинные ноги, 
что не мешает ему тянуть огромные веса при довольно 
обычном приседе и жиме. Практика в данном случае 
противоречит Вашей теории, в которой не учтены 
вышеотмеченные факторы.

А что касается высоты подъёма, то многие атлеты и в 
самом деле получают выигрыш от использования стиля 
"сумо" именно из-за укорочения высоты подъёма. Но, с 
другой стороны, многие же атлеты (например, японец 
Инаба) пренебрегают этим преимуществом и ставят ноги 
лишь чуть шире, чем в "классике", но всё равно 
разворачивают колени в стороны и приближают таз к 
штанге. Точно так же поступают и некоторые тяжи.

А вот ещё переведённая мною статья по этой проблеме:

"Классика" или "сумо"?

By Tom McCullough MEd., MSS

Так как же лучше тянуть: в "классике" или в "сумо"? 
Есть ли у какого-то из этих стилей преимущество? Были 
проведены некоторые любопытные исследования становой 
тяги. Шолевский и др. (1991) в своей недавней работе, 
сравнивавшей классическую тягу и тягу "сумо", 
обнаружили, что нет никакой существенной разницы в 
силе сжатия позвонков L4 и L5. Однако классическая 
становая тяга, тем не менее, приводит к существенно 
большим, по сравнению со стилем "сумо", силам сдвига в 
области позвонков L4/L5. Равным образом, как мы уже 
хорошо знаем, стиль "сумо" позволяет снимать часть 
нагрузки с поясницы. Чтобы это утверждение не было 
голословным, приведу результаты исследования Хорна 
(1988), который, используя метод электромиографии, 
выяснил, что разгибатели спины при тяге в классической
стойке включались в работу вдвое сильнее, нежели в 
стойке "сумо".

Бытует мнение, что тяга "сумо" более технична и 
требует большего умения, чем "классика". Многие также 
утверждают, что тяга "сумо" более выгодна с 
биомеханической точки зрения, ибо сокращает высоту 
подъёма штанги. Насколько истинны эти утверждения?

Для ответа на этот вопрос МакГуинан и Уилсон (1996) 
недавно провели обширный биомеханический анализ 
тяги "сумо" и "классики". Вот краткое заключение их 
исследования.

Срыв

Атлеты, тянущие в стиле "сумо", располагают свой торс
значительно более вертикально, чем атлеты, тянущие
"классикой". Также было обнаружено, что "сумо"-лифтёры
имеют в стартовой позиции значительно больший угол
между бедром и голенью. Стиль "сумо" перераспределяет
нагрузку на колени и бёдра. В то время как лифтёр,
использующий "классику" и, соответственно, тянущий с 
более наклонённым в стартовой позиции торсом, вынужден 
в большей степени напрягать мышцы поясницы для 
успешного отрыва штанги от пола.

Ход штанги

Так же как и в других исследованиях, в этом 
исследовании было выявлено, что использование 
стиля "сумо" позволяет уменьшить общую высоту подъёма 
штанги в среднем на 19%. Как известно, с точки зрения 
физики, работа представляет собой произведение силы (в 
данном случае - веса штанги) на высоту подъёма. 
Поэтому, уменьшая высоту подъёма на 19%, "сумо"-лифтёр 
автоматически уменьшает работу, необходимую для 
подъёма данного веса.

Траектория штанги

Грабинер и Гэхэммер (1989) отмечают, что наиважнейшим
правилом в подъёме штанги является следующее: на
протяжении всего подъёма штангу необходимо держать
настолько близко к телу, насколько это возможно. Данный
приём позволяет сократить плечо рычага, что в конечном
счёте приводит к значительному уменьшению вращательного
момента. Шолевский и др. (1991) нашли, что
использование стойки "сумо" не только позволяет держать
штангу ближе к телу по сравнению с классической
стойкой, но и уменьшает плечо рычага, сокращая в
конечном счёте амплитуду движения поясницы. МакГуинан
и Уилсон (1996) также обнаружили, что подъём в стиле
"сумо" позволяет атлетам держать штангу существенно 
более близко к телу, чем подъём в классическом стиле.

Время подъёма

Мощность определяется как работа, делённая на время. 
Поэтому фактическая величина мощности, которую
необходимо развить для подъёма тяжести, зависит от
времени этого подъёма. МакГуинан и Уилсон (1996) 
обнаружили, что использование обоих стилей тяги
требует в среднем две секунды для завершения движения.
Таким образом, оба этих стиля совершенно одинаково
выгодны с точки зрения развиваемой мощности.

"Мёртвые" точки

Было обнаружено, что около половины "сумо"-лифтёров
имеют "мёртвую" точку где-то во второй половине 
подъёма, в то время как среди "классиков" здесь 
застревают только 15%. Тем не менее, более точного 
положения "мёртвой" точки, общей для всех этих 
лифтёров, выявить не удалось. МакЛафлин и др. (1977) 
утверждают, что эта "мёртвая" точка находится там, где 
наиболее эффективные мышцы, используемые в тяге, 
оказываются в наименее выгодных биомеханических 
условиях. Поскольку все мы скроены немного по-разному, 
положение этой точки меняется от атлета к атлету. 
Точное положение "мёртвой" точки может выявить пиковый 
анализ движения. Хорн (1988) определил, что 
кинетический анализ, использовавший электромиографию 
мышц голени, бедра и поясницы вместе с силовым 
тестированием, может определить отстающую группу мышц, 
ограничивающую результат в тяге. Затем соответствующими
вспомогательными упражнениями можно добиться уменьшения
влияния этой "мёртвой" точки на результат.

Доступная нам литература, похоже, указывает на
существование нескольких биомеханических преимуществ
"сумо"-тяги перед классической тягой:

- больший угол в коленном суставе в стартовом 
положении;
- более вертикальная осанка;
- значительно уменьшенная амплитуда подъёма штанги;
- способность тянуть штангу "по телу", что делает
рычаги более эффективными.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
И опять про "сумо" Kaa 03/03/2004 18:22
Re: И опять про "сумо" Составитель 03/03/2004 18:32
Re: И опять про "сумо" Kaa 16/03/2004 14:59
И опять про Составитель 19/04/2004 16:29
Re: И опять про "сумо" Kaa 23/04/2004 17:41
По поводу тяги Гэнта suomi 16/03/2004 15:03
Re: По поводу тяги Гэнта Kaa 16/03/2004 15:11
Re: И опять про "сумо" Чумбурмучка 05/03/2004 15:49
Re: И опять про "сумо" VadimPro 05/03/2004 18:16
Re: И опять про "сумо" Kaa 06/03/2004 00:43


   ,  
Weightlifting database Weightlifting database