Тема: О том, что хоть немного греет душу
Автор: Составитель
Дата: 08/07/2003 22:53
 
Мне тут пришла в голову мысль написать вот о чём. 

В позапозапрошлое воскресенье у нас в Казани проходил 
сабантуй ("сабан" переводится с татарского на русский 
как плуг, "туй" - как свадьба; соответственно, 
сабантуй - это "свадьба плуга"). В отличие от русских 
праздников сабантуй отмечается не только песнями-
плясками-хороводами под выпивку спиртного, но также 
ещё и разного рода спортивными и околоспортивными 
состязаниями. Главное из них - кэрэш (произносится 
почти как "крэш"), национальная борьба на кушаках. 
Человека, победившего в кэрэше всех своих соперников, 
объявляют абсолютным батыром и преподносят ему главный 
приз: барана. К барану обычно прилагаются менее 
значительные и, соответственно, менее почётные призы: 
телевизоры, стиральные машины, холодильники и пр. На 
сабантуях, проводимых в нефтедобывающих районах 
Татарстана, абсолютным батырам в довесок к барану 
вручают ключи от новых автомобилей. 

Параллельно состязаниям в кэрэше на сабантуе проходят 
нескончаемые концерты, поднятия тяжестей, армрестлинг, 
конные скачки, забеги на разные дистанции, 
перетягивание каната, бой подушками, залезание на 
высокий шест, разбивание кувшина с завязанными глазами 
(в этом аттракционе на одном из недавних сабантуев 
преуспел Б.Н.Ельцин), доставание губами монеты из 
большого таза с катыком - варенцом по-русски (в этом 
аттракционе пару лет назад преуспел В.В.Путин - и все 
на сабантуе ужасно обрадовались, поскольку, по 
татарскому поверью, хозяйство, управляемое нашедшим в 
катыке денежку человеком, должно начать бурно
процветать).

Итак, пару недель назад я пришёл на тот самый стадион, 
где нынешний российский президент вернейшим способом 
обеспечил нашей стране грядущее процветание, и уселся 
на первый ряд скамеек, дабы поглазеть на начавшееся 
сабантуйное соревнование сильнейших штангистов 
Татарстана.

Штангистский помост представлял собой всего лишь 
несколько квадратов толстой резины, уложенных прямо на 
траву стадиона; регламент соревнований в поднятии 
штанги был как у прыжков в высоту: пытаться поднять 
новый вес можно только три раза, если вес участником 
не поднят, то он, участник, выбывает из состязаний; 
ну, а способом подъёма был избран, конечно же, толчок 
двумя руками. В соревновании принимало участие 
довольно много народа, но фаворитами являлись МСМК 
Вугар Алиев (неоднократный чемпион России в легчайшем 
весе), а также мастера спорта Андрей Деманов, Эдик 
Тихомиров и Игорь Петров. Руководил ходом соревнований 
и судил их Рустем Агмалетдинович Хайруллин 
(международная категория). Как, кстати, определялся 
победитель - по абсолютно большему поднятому весу или 
же по какой-то формуле оценивания результата - я так, 
увы, и не выяснил.   

Параллельно поднятию штанги на стадионе перед полными 
трибунами шли соревнования в поднятии гирь, песни-
пляски-хороводы на сцене, установленной на самой 
середине футбольного поля (точнее, майдана: место, где 
происходит сабантуй, называется майданом), и, 
естественно, предварительные схватки в кэрэше, 
проводившиеся сразу на двух коврах. Поднятие гирь и 
кэрэш проходили беззвучно (равно как и штанга), а вот 
песни с плясками сопровождались ликующими воплями 
ведущих на татарском и русском языках.

- А сейчас, - радостно орал ведущий в микрофон, - 
перед нами с композицией "Цветная фантазия" выступит 
группа художественной гимнастики спортшколы номер 
два... 

Тот же самый текст сразу же выкрикивался на татарском. 
На сцену стайкой выбегали юные "художницы" и под 
оглушающую зажигательную музыку старательно принимались
выделывать свои композиции.

Перекричать громоподобных ведущих сабантуя было 
совершенно невозможно. Рустем Агмалетдинович один раз 
попробовал в паузе между двумя номерами представить 
штангистов, но ведущие почти сразу же его заглушили, 
задавили своим истошным ором.

Когда вес на штанге возрос до ста пятнадцати 
килограммов, большая часть участников отсеялась и 
смотреть соревнования стало интересно. Аплодировать 
удачным подъёмам я начал со ста тридцати килограммов. 
К этому моменту в числе участников осталось только 
пять человек - четыре изначальных фаворита и какой-то 
здоровенный парень, которого я не знаю. На ста сорока 
килограммах выбыли он и Эдик Тихомиров. Остальные 
фавориты с запасом подняли сто пятьдесят и приступили 
к штурму ста шестидесяти. Однако вес этот покорился 
только Андрею Деманову. В своей последней попытке 
Вугар Алиев поставил на штангу сто пятьдесят пять (это 
уменьшение веса было, конечно же, не совсем законным, 
но на местных соревнованиях, да ещё для своих хороших 
ребят, можно, конечно, пойти и против правил), однако 
не одолел даже этот вес. Оставшийся в гордом 
одиночестве Андрей Деманов без особого напряга толкнул 
сто семьдесят килограммов и прощально поклонился 
публике. 

Он, вредитель, думал легко отделаться, - но не тут-то 
было. К описываемому моменту удачным подъёмам 
аплодировал уже не только я, но ещё пол-стадиона. В 
ответ на прощальный поклон Деманова трибуны недовольно 
загудели. Рустем Агмалетдинович подошёл к Андрею и 
начал что-то ему втолковывать. Через какое-то время 
Андрей согласно закивал, и ассистенты кинулись 
устанавливать на штангу сто восемьдесят килограммов. 
Трибуны встретили жест согласия чемпиона бурными 
аплодисментами, на миг заглушив даже праздничные вопли 
ведущих концерта.

Пока Андрей настраивался на поединок со штангой, я 
посмотрел на одновременно шедшие рядом другие 
представления. Гиревики, как обычно, скучно, нудно и 
однообразно рвали свои снаряды - эти ребята, конечно, 
никогда не смогут претендовать на заинтересованное 
внимание публики. На сцене посреди майдана вовсю 
продолжал идти зур-концерт (то есть "большой концерт" -
так у нас иронично называют программу татарского 
телевидения: 70% времени в этой программе отводится 
национальной татарской песне). А вот на ближайшем ковре
для кэрэша боролись два очень колоритных атлета: 
несмотря на свои весьма внушительные, поистине 
батырские размеры, они не толкались бестолково, не 
тянули время, а с достаточно высокой частотой красиво 
бросали друг дружку прогибом через спину (это вообще 
основной приём борьбы на поясах). И тем не менее, 
публика почти не обращала на них внимания. Все трибуны 
смотрели на то, как наш Андрюха натирает ладони 
магнезией, подходит к штанге, устанавливает под неё 
ступни, наклоняется, берётся за гриф и т.д. 

Когда Андрюха красиво (он вообще поднимает штангу 
очень красиво и технично) толкнул от груди свои 180 кг,
трибуны радостно взревели и разразились овацией. 
Рустем Агмалетдинович махнул Андрею рукой вниз - 
команды "опустить" в этом рёве расслышать было 
совершенно невозможно. 

Я встал со скамейки (не люблю церемоний типа 
торжественных открытий, закрытий и награждений) и 
пошёл к себе домой, по пути переваривая увиденное на 
празднике. Впечатление на меня произвела, конечно же, 
не сила участников состязаний - на удобных помостах 
эти ребята поднимают существенно большие веса 
(например, Петров - 165 кг, Деманов - 200 кг и т.д.). 
Нет, меня поразило другое: искренний восторг публики, 
выказанный ею по отношении к тому виду спорта, который 
никто на сабантуе путью не раскручивал, который был, 
фигурально выражаясь, бедной Золушкой (за победу в 
тяжёлой атлетике на сабантуе обычно вручают такие же 
точно миксеры, плееры, фены и пр., как за победу в бое 
подушками). И тем не менее, тяжёлая атлетика, этот 
гадкий утёнок сабантуя, затмила не только старательно 
(но почти безрезультатно) раскручиваемые песни-пляски-
хороводы, но даже гвоздь программы - борьбу на кушаках.

Почему сие произошло? Неужели это я завёл весь стадион 
своими жидкими первоначальными хлопками? Нет, на свой 
счёт я нисколько не заблуждаюсь: моя роль в раскрутке 
тяжелоатлетических состязаний на сабантуе была 
ничтожной - люди отреагировали на совсем иные 
раскручивающие факторы. Что же это тогда за факторы? 
Чем на сабантуе сумели "взять", "зацепить" публику 
штангисты?

Как мне кажется, на сабантуе сработали те самые 
факторы привлечения и удержания внимания, которые 
описаны в текстах "Каким должно быть публичное 
соревнование?", "Переписка по теме" и "Примерный сценарий соревнования". 
То есть зрители на сабантуе положительно отреагировали 
на понятность хода штангистских соревнований (всего 
одно движение, подразумеваемость правила трёх попыток 
поднять новый вес, быстрое уменьшение числа участников 
соревнований до оптимального) и на их скоротечность, 
незатянутость. Ну, а ещё, безусловно, на саму 
заложенную в тяжёлой атлетике высокую зрелищность: 
штангист выступает всегда один и в своём выступлении 
не мельтешит, не уходит из поля зрения, то есть 
зрителям всегда можно хорошенько его рассмотреть и 
начать на полную катушку сопереживать его титаническим 
усилиям.

В общем, мой любимый вид спорта имеет всё-таки 
достаточно мощный потенциал к тому, чтобы при 
благоприятных обстоятельствах (где их, правда, взять - 
эти "благоприятные обстоятельства"?) снова стать таким 
же популярным, каким он был во времена Пауля Андерсона 
и Юрия Власова.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
О том, что хоть немного греет душу Составитель 08/07/2003 22:53
Re: О том, что хоть немного греет душу Айдар 09/07/2003 08:07
Re: О том, что хоть немного греет душу Составитель 09/07/2003 09:56
Re: О том, что хоть немного греет душу Айдар 09/07/2003 16:44
Re: О том, что хоть немного греет душу Andrey(Bryansk) 09/07/2003 09:02
Re: О том, что хоть немного греет душу Составитель 09/07/2003 10:25
Re: О том, что хоть немного греет душу Andrey(Bryansk) 11/07/2003 09:01


Free counters! Спорт глазами Мовлади Абдулаева, тренера
тяжелоатлетов Weightlifting database Weightlifting database Мир тяжелой атлетики

Железный мир Силовые виды спорта в Твери и в Тверской области Тяжёлая атлетика глазами Артура Шидловского Польская штанга

Старые силовые Журналы США Силачи прошлого и настоящего Пауэрлифтинг от Петра Кравцова Библиотека материалиста

Извлечённое из интернета