Тема: Что ещё можно прочитать у Власова
Автор: Составитель
Дата: 19/11/2002 09:43
 
Ещё у Власова можно прочитать повесть "Солёные 
радости" (М., "Советская Россия", 1976 г., 352 с.). 

Произведение это, на мой взгляд, в высшей степени 
художественное - от слова "худо". Герой повести (судя 
по всему, списанный с самого автора) пребывает в 
перманентном раздрае: то ли ему нужно как следует 
настраиваться на предстоящее выступление на помосте, 
где необходимо установить рекорд в толчке двумя 
руками, то ли красиво - от слова "красивость" - 
выражать свои глубокие раздумья:

"Улица съедает мой шёпот, обречённость шагов, 
загнанность сердца. Кто я, куда иду, зачем?..

Мотаюсь по белесым залуженным улицам. Глазею на 
рекламы кинотеатров. Жадно прислушиваюсь к чужой  
речи, ворую тепло чужих слов. Подглядываю за собой в 
стёклах витрин, телефонных будок, автомобилей и 
выражении чужих глаз.

Вижу дни своей юности. Выбеленные солнцем дни. Волосы 
сухи жаром тех дней. Ветер обрывает листву, валит 
высокие травы, смешивает запахи всех трав. Я неутомим 
и ловок в прохладе всех вод. Горячее дыхание земли - 
все ласки этого горячего воздуха - на моём лице, 
руках, груди. И всё в том мире близко, понятно, 
дорого...

Тяжеловесен белый сырой воздух этой ночи. Редеет поток 
прохожих. Жёлты и блеклы огни...

Бреду за воспоминаниями..."
  
И так далее, страница за страницей. По делу, по 
сюжету - а у повести вроде бы предполагается некий 
сюжет: подготовка главного героя к рекорду - происходит
очень мало событий. Основная - лирическая - часть 
повести явно должна показать нам, читателям, ещё и ещё 
раз доказать, какая у главного героя тонкая и 
мятущаяся натура, как обильно и красиво он переживает, 
как много знает цитат из классиков. 

В рамках же собственно тяжёлой атлетики в повести 
творятся довольно странные вещи. Герой и его тренер, 
по сюжету - суперспециалисты в данной области: герой 
без передышки и без допингов выступает на помостах 
мира на протяжении десятков лет (в конце повести ему 
уже сорок пять, но никто из обожравшихся допингами 
соперников так и не может за ним угнаться). И вот за 
день перед установлением рекорда один из этих двух 
суперспециалистов, тренер Поречьев (списанный, как 
можно понять, с Сурена Петросовича Богдасарова, тренера
Власова) вдруг принимается учить главного героя 
(списанного, напоминаю, с самого Юрия Власова), 
который, естественно, является ещё более великим 
специалистом по части тяжёлой атлетики, как нужно 
поднимать штангу:

"- Раскройся в подрыве, - говорит Поречьев. - 
Привстань на носки - и раскройся! Плечи откинь, руки 
прямые. Мышцы всё отдадут! Снимай с выключенными 
локтями, иначе завалит вперёд. Раскройся - и сразу под 
вес...

Поречьев приседает, ловит воображаемую штангу на 
грудь. И снова объясняет, как важно не клюнуть 
корпусом перед посылом.

- Будем отступать, сохраняя боевые порядки, - говорю я.

Поречьев с хрустом сжимает кулак:

- Рекорд твой! Ему просто некуда деваться.

- А страницу мы всё же перевернули, - говорю я.

- Что?.. Что ты всё загадками говоришь?"

(Загадочность реплик главного героя объясняется тем, 
что его окружают безнадёжно отсталые люди, которые 
просто не доросли до его уровня. Ведь главный герой, 
помимо всех прочих своих высокоинтеллектуальных 
пристрастий, увлекается ещё и Китаем, иероглифами, Лу 
Синем, Ци Байши и т.д. {сам Юрий Петрович Власов - сын 
ответственного советского работника, эмиссара 
Коминтерна и дипломата, специалиста по контактам с 
Китаем. См. П.П.Владимиров "Особый район Китая"}. Вот 
и приходится ему, страстному поклоннику китайской 
замудрённости, постоянно нести соответствующую 
мудроватую хрень типа "Я побеждаю потому, что, 
сомневаясь во всём, верю, умею верить".)

Почему же главного героя приходится учить азам техники,
словно новичка? Может, это просто некий литературный 
ход, нацеленный на то, чтобы читатель "Солёных 
радостей" как бы между делом получил начальное 
представление о тяжёлой атлетике? Но тогда в качестве 
объекта обучения выбрана совершенно неподходящая 
фигура: крутейший, непревзойдённейший чемпион должен 
был бы давно уже выучить всё то, что преподают на 
самых первых занятиях по тяжёлой атлетике.   

Судя по всему, странность с технической 
неподготовленностью главного героя объясняется тем, 
что он до мельчайших деталей списан с самого Власова, 
а Власов был, мягко выражаясь, не самым техничным 
штангистом. Кстати, у Власова не только не было самой 
техники, то есть устойчивых бессознательных навыков 
оптимального подъёма, нет - Власов ещё и плохо 
представлял себе, какой вообще должна быть эта техника.
Вот описание взятия главным героем штанги на грудь:

"Я чуть вывел плечи вперёд. Расслабленно вытянул руки. 
Рычаги всех усилий были взведены. И я взвалил тяжесть 
на ноги. Руки и спина только держали вес, но не 
работали. Ноги преодолевали инерцию веса. Важно было 
выдержать скорость, передать усилие на скорости, 
необходимой для наивыгоднейшей работы спины, подогнать 
усилие ног под эту скорость. И я слил эти две 
скорости. Спина стала принимать тяжесть. И когда я был 
в "тупых углах" - это положение мышц, в которых они 
развивают наибольшую силу, я включил руки. Включил не 
сразу, а тоже ритмично ввёл в усилие. Но это было 
мощное короткое введение, когда тяжесть сразу 
становится очень большой."

Герой повести (и, естественно, сам  Власов) понимает, 
что подъём надо совершать с применением "наивыгоднейшей
работы" звеньев тела, но почему-то "включил руки" не 
после того, как полностью раскрылся, встал на носки и 
поднял плечи, а ещё когда 

"был в "тупых углах" - это положение мышц, в которых 
они развивают наибольшую силу". 

Но ведь невыгодно, неэффективно это - включать, то 
есть сгибать руки, когда ноги ещё развивают наибольшую 
силу. Ноги же просто разогнут, распрямят более слабые 
руки и штанга, фигурально выражаясь, "останется на 
месте", то есть усилие ног в значительной мере уйдёт 
на разгибание рук, а не на разгон штанги. Впрочем, сам 
Власов делал подрыв, финальное разгонное усилие, 
видимо, достаточно слабо - поскольку поднимал снаряд 
не по оптимальной траектории (герой повести, кстати, 
постоянно напоминает себе, что штангу нужно тащить как 
можно ближе к телу - судя по всему, штангистская 
техника так и не "приросла" к Власову, он так и 
остался криворуким толкателем ядра): см 
http://olympic-weightlifting.ru/images/priznaki/pr38.jpg и 
http://olympic-weightlifting.ru/images/priznaki/pr39.jpg

Вера главного героя в собственное спортивное величие и 
непогрешимость порой имеет под собой весьма 
сомнительное основание:

"...Массировать тренировку на ответственных упражнениях
и группах мышц - это маленькое открытие когда-то 
вывело меня в пятёрку сильнейших. Мышцы сразу налились 
силой.

Я стал бы первым ещё раньше, если бы не травмы. Я едва 
успевал залечивать коленные суставы. Они не 
выдерживали ударных напряжений. Я попал в западню. 
Сила была, а пользоваться ею я не мог.

Тогда я изменил технику в толчке. Для этого пришлось 
специально готовить ноги - дополнительные десятки тонн 
"железа" на каждый месяц тренировки. В новом варианте 
упражнения я подхватывал вес высоко - почти в прямой 
стойке - и, опускаясь, пружинил ногами. Я разряжал 
ударную нагрузку во времени. С тех пор меня упрекают в 
техническом несовершенстве."

Всё так - разве способны эти тупые и невежественные 
людишки уяснить для себя как "маленькие", так и большие
открытия главного героя, этого гиганта теории? Вот ведь
как, оказывается, всё обстоит на самом деле: 
травмированные колени можно прекрасно "готовить" к 
нагрузкам дополнительными десятками тонн "железа", а 
проваливание в сед уже после того как снаряд взят в 
"прямую стойку" - только ради того, чтобы "пружинить 
ногами" с травмированными коленями - это первейший 
признак технического совершенства.

Диковато выглядит и следующее высказывание главного 
героя об основных принципах своей тренировки:

"...Идея с первого раза действительно примитивна: чем 
беспощаднее тренинг, тем заметнее прирост силы. Однако 
скорость приспособительных реакций возрастает не по 
линейной зависимости. И этого никто не знает." 

Неужели и в самом деле никто? Неужели сие настолько 
страшная тайна? Главный герой прямо какой-то хранитель 
секретов Шаолиня.

Странноваты и следующие самоописания главного героя 
повести:

"За лето, осень, зиму и весну я вместил в себя бешеные 
килограммы. Что за тренировки!

Мои запястья окольцевали незаживающие ссадины. Лопнули 
сосуды на бицепсах, навечно исполосовав их синевато-
розовыми шрамами."

Как лопание сосудов может "навечно" исполосовать 
бицепсы "шрамами" - непонятно. Зато нагоняет на 
читателя жути и уважения к главному герою, который 
дико замудрён даже в получении травм.

Конечно, в повести имеются и интересные места - там, 
где главный герой переходит от пустопорожнего 
мудрствования к описанию перипетий своей спортивной 
жизни, судя по всему, содержательно полностью и точно 
списанной с реальных событий: в повести у персоналий 
лишь изменены имена и фамилии. Например, зловредный 
главный тренер Жарков из повести - это реальный 
Аркадий Воробьёв, Торнтон - Пауль Андерсон, Харвей 
Мэгсон - Боб Гофман, Харкинс - Норберт Шеманский, 
Мунтерс - Томми Коно (вот, кстати, очередная странная, 
мудроватая мысль: "Я воспитывался на славе Торнтона, 
Резлова, Хлынова и Мунтерса. Техника Мунтерса 
отличалась экономностью и грацией. А сам Мунтерс не 
походил на атлета. Недаром он был победителем мировых 
конкурсов красоты телосложения"), Дональд Маклейн - 
Стив Ривс, Семён Карев - Александр Курынов, 
Стейтсмейер - Оскар Стейт, Ростоу - Дэйв Эшман и т.д. 
Но даже и эти реалистичные и живые описания постоянно 
оказываются отравленными бесконечными манерными и 
избыточными цитированиями Овидия, Тютчева, Лу Синя и 
пр. Немотивированное, притянутое за уши смешение 
стилей приводит к тому, что текст повести становится 
в лучшем случае смешным, а в худшем - жалким и скучным.

Лично мне при чтении "Солёных радостей" сразу же 
вспомнились слова Андрея Жданова о творчестве Анны 
Ахматовой. Звучат эти слова примерно так: "Взбалмошная 
барынька, мечущаяся между будуаром и молельной". 

Что поделаешь - ну совсем не похож герой повести на 
чемпиона. По-другому ведут себя нормальные мужики. По-
другому.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
Что можно прочитать у Власова Составитель 15/07/2002 15:50
Что ещё можно прочитать у Власова Составитель 19/11/2002 09:43
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Ус 12/08/2003 11:58
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Михан 12/08/2003 14:44
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Составитель 12/08/2003 14:49
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Лев Шпринц 12/08/2003 14:51
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Составитель 12/08/2003 14:55
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Vovka 12/08/2003 15:03
Об интеллектуальном продукте Василия Алексеева Составитель 12/08/2003 15:19
Об интеллектуальном продукте Василия Алексеева ХрюН 12/08/2003 16:06
Re: Об интеллектуальном продукте Василия Алексеева Составитель 12/08/2003 16:18
Мнение Михана Михан 12/08/2003 17:12
Михан, я, наверное, тебя разочарую, но... Bizon 12/08/2003 17:26
Re: Михан, я, наверное, тебя разочарую, но... Михан 12/08/2003 17:29
Re: Михан, я, наверное, тебя разочарую, но... Составитель 12/08/2003 17:39
Мнение составителя Составитель 12/08/2003 18:22
Ответ Михан 12/08/2003 19:08
Михан, не создавай себе кумира Андрей D.A. Логинов 12/08/2003 19:14
Re: Ответ Составитель 12/08/2003 19:24
Хотелось бы узнать... deadlift_by 12/08/2003 19:29
Re: Хотелось бы узнать... Составитель 12/08/2003 20:10
А я вырос на "Справедливости силы" deadlift_by 12/08/2003 20:19
Re: А я вырос на "Справедливости силы" Составитель 12/08/2003 20:23
ПАЦАНЫ, ЧИТАЙТЕ КНИГИ Ю.П.ВЛАСОВА! deadlift_by 12/08/2003 20:27
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Николай Виткевич 12/08/2003 20:35
Re: Что ещё можно прочитать у Власова Составитель 12/08/2003 20:39
Re: Что ещё можно прочитать у Власова mad 13/08/2003 08:23
О лечения больных коленей добавочными нагрузками CuPoTKa 25/08/2003 17:43


   ,  
Weightlifting database Weightlifting database